5L50E

Более подробно о процессе работы можно посмотреть на странице «ремонт АКПП».

X55-ступенчатая АКПП 5L40E разработана в 1999 году совместно с 4-х ступенчатой АКПП 4L40E и стала широко устанавливаться на заднеприводные автомобили группы GM и БМВ с двигателями от 2.0 до 3.6 литров (340 Нм) с 2000 года.
Особенно активно эти АКПП использовала БМВ, начиная с 3-ки (4L40E) до 5-ки и Х5 (5L40E). Также широко она распространилась по всему миру: США (BMW, Opel…), Австралия и Китай (Кадиллак, Бьюик, Сатурн итд.) британский Лэндровер,  Cadillac, который собирался с этими коробками, кроме Штатов и Китая  даже в России.

Но у нас GM 5L40E это чаще всего – BMW X5.
поддон 5L40Разработаны эти АКПП на конструктивной основе проверенной на американских дорогах 4L60E, и производятся на европейском заводе GM в Страсбурге, Франция.
Американская модификация – GM 5L50E спроектирована под более высокий крутящий момент (420 Нм) Cadillac STS и SRX и работала с двигателями V8 – 4.6 литра.
Первые годы главная запчасть для обслуживания АКПП 5L40E – фильтр 209010B под глубокий поддон с заборником 13 мм.
Фильтр, 5L40E, BMW высота пластмассового заборника 13мм (глубокий поддон) BMW X5
Фильтры различаются: для Х5 ( справа и для остальных моделей легковых машин с мелким поддоном – без пластикового заборника 209010C.
Dexron_6Для трансмиссии Кадиллак (RWD) используется свой фильтр – с мелким поддоном и 25мм упором (209010A)
Масло ATF (на заводе заливались масла типа Texaco ETL-7045 E),  хотя и считается несменяемым, нуждается в замене каждые 50-60 ткм, а при агрессивной езде и частом перегреве – можно и чаще (). Коробка к маслу неприхотлива, при полной замене можно заливать любое масло класса Dexron VI.
Ремкомплект прокладок и сальников для 5L40E и 5L50E
 
Ремкомплект прокладок и сальников\Оверол Кит  (№209002) для 5L40E покупают чаще всего производства американской фирмы “Транстек”, он выше качеством тефлоновых колец на статор насоса и резины поршней, чем ремкомплект от “Альто”
комплект фрикционов (Баннер Кит) 5L40E
Фрикционы меняют всем комплектом – №209005). Фрикционы здесь как у Мерседесовских коробок и у французской DP0 – односторонние.
Меняют фрикционы всем комплектом, когда автомат пришел с горелым маслом. Фрикционы пропитываются этой ядрёной жидкостью, значительно теряют свои свойства и подлежат замене независимо от степени износа. Особенно для этой тонко настроенной коробки. Также в типичный набор входят Поршни всем комплектом – 209008.
Типичные проблемы АКПП 5L40E (5L50E): 
Одна из “детских болезней” 5L40E первых лет выпуска – Термостат в радиаторе, из-за неисправной работы которого в первую очередь страдал Гидротрансформатор.
Мастера утверждают, что Гидротрансформатор не выдерживает частого принудительного включения блокировки муфты, его фрикционная накладка сгорает с дальнейшей цепочкой последствий загрязнения для насоса, гидроблока и соленоидов, а дальше по цепи – и всех остальных узлов агрегата.

фрикционы Форвард 5L40Самыми часто горящими фрикционами являются пары:- фрикционы Пакета (Direct) № 209106 209126  – односторонние с внутренними и внешними зубцами. Они в два раза опережают по частоте сгорания пакет Форвард – 209108 и – 209128.
С ними вместе часто меняют и сгоревшие опорные диски Директа – 209146.  Еще сгорают рано фрикционы O.Dr.; Reverse 209100 и 209120.
Остальные фрикционы по отдельности заказываются редко. Меняются уже всем комплектом примерно в половине капремонтов пунктуальными итребовательными владельцами.
фрикционы пакета Директ 5L40E

конуса для поршней 5L40E (#100309B) – Неприятная для ремонта особенность 5L40E – тесная посадка обрезиненных поршней, очевидно обусловленная особенностями роторного маслонасоса с его огромным потенциалом по давлению.
При капремонте обычно заказывается весь КомплектОбрезиненных Поршней – #209008(из )
Поршни – головная боль мастеров, которые не очень любят разбирать эту коробку из-за сложной замены поршней. Для облегчения установки и предотвращения проблем используют монтажные конуса – №100309B. А также монтажные смазки – 100301.
.Комплект обрезиненных поршней BMW X5 5L40/ 5L50

 статор (суппорт) насоса 5L40EВ конструкции Статора Насоса использован алюминий (#209520A) и из-за загрязненного масла и заклинившего насоса – стальными лепестками ротора протачивает сам алюминиевый “колокол”. ().
На фото справа – восстановленный насос с колоколом -№ 209750. Наиболее рациональным ремонтом насоса многие мастера считают восстановление корпуса насоса.
Проблема изношенного маслонасоса приводит к тому, что давления масла не хватает и начинают проворачиваться и гореть фрикционы Директ Форвад, а затем и все остальные.
Если насос заклинивает (от длительного превышения скорости) – выходят из строя поршни.
Насос масл. в сборе, восст., Bell Housing 5L40E With Cover & Stator Support BMW X5 -Repair

Роторный насос – американская специфика 5L40E. Частая проблема – повышенное давление в пакетах, связанное с его неисправностью. Этот насос очень не любит слишком высоких скоростей (160 км\ч и выше).
При замене ротора для этих насосов не рекомендуется покупать запчасти “афтемаркет” (неоригинал), а только Оригинал – № 209531.- Масляный Насос 5L40E (204531) унаследовал от американского предшественника  4L60E лепестковую конструкцию, которая кроме плюсов саморегуляции производительности насоса, несет в себе и минусы: скользящие в пазах ротора  пластины лепестков, которые от сочетания грязь+обороты заклинивает, что приводит к нерегулируемому повышению давления масла и как одно из следствий – к жестким переключениям передач.
Если водитель не следил за качеством масла и вдобавок любит скорости выше 150 км\ч, то причины повышенного давления в пакетах – из-за убитого роторного насоса.
насос роторный 5L40E /50E/ 4L40E

(УВЕЛИЧИТЬ) Раскладка гидроблока 5L40EВместо каналов и плунжеров гидроблока здесь быстро изнашиваются PWM Соленоиды–электрорегуляторы.
Меняются чаще всего полным комплектом (5):При нехватке давления и проскальзывании компьютер открывает соленоиды наполную. Огромный поток горячего и грязного масла идет через соленоид и съедает и каналы и клапаны (). Срок штатной работы американских соленоидов у российских владельцев редко превышает 6-7 лет.
209421A – Соленоиды Шифт, 5L40E (комплект из 3 шт.) переключают скорости: 1-2, 2-3, 4-5.
Соленоиды к-кт 5L40E209431A.- Соленоид Давления (EPC ), 5L40E (5L50E, 4T65E, 4T40E, 4T45E), усиленный, применяется с 2003 года.
Многие предпочитают брать более стойкий к износу соленоид (Force motor, EPC) от “Борг Ворнер” 206431-BW ().
206425A – (он же 209425) Соленоид Блокировки ГДТ, (TCC) PWM, 5L40E, (5L50E, 4T65E, 4T40E, 4T45E).
Соленоиды к-кт 5L40E
Соленоид давления Solenoid, (Borg Warner) 4T40E / 4T65E / 5L40 EPC, Force motor, 1995-02

Проблемы с выработавшими свой ресурс соленоидами и грязным гидроблоком приводят к недостаточному давления масла в линии, что может привести к перегреву, вибрациям, износу и проворачиванию втулок.
Типичный заказ для ремонта 5L40E, пережившей масляное голодание –  Комплект втулок №209030.
комплект втулок 5L40E /50E/ 4L40E

комплект колецЕще одна типичная замена в “легких” капремонтах перегретых коробок – комплект пластиковых вошеров\шайб Washer Kit 5L40E № 209200, и
– комплект тефлоновых колец № 209199 меняют как расходник первой очереди, который изнашивается первым и слишком важен для долгой жизни сцеплений.
Washer Kit 4L40/ 5L40E

Одна из частых проблем износ канала статора насоса из-за чего падает давление масла. Часто мастера меняют золотник статора насоса:
Эта “нейрохирургическая” работа включает в себя рассверливание изношенного канала алюминия корпуса, установку вкладыша и нового золотника.Для ремонта статора насоса используются ремкомплекты Sonnax “AFL Valve and Sleeve Kit” (209741-SX(55211-01K)).
Тогда, когда прочистка гидроблока и замена соленоидов не решает проблему. Фактически, некоторые специалисты по 5L40E выполняют эту работу в каждый приход в капремонт возрастной акпп с проблемой потери давления. Редко делают ту же работу и в гидроблоке – клапан линейного давления (209741B(55209-01K)) или ТСС (209741(52211-04K)).
ремкомплект Sonnax AFL valve-e-sleeve 55211-01K 5L40E

АКПП 5L40E считается очень живучей и надежной, если не допускать сильного загрязнения масла фрикционной пылью, который истирает не только трущиеся узлы “железа”, но и – гидроплиту.
Гидроплита клапанная (гидроблок)  5L40E.
Известны 3 модификации гидроблоков – 99-2001 годы, с 2002-го (Stamp # 378 BMW/ Cadillac) и с  2004-го (Stamp # 374 Cadillac).
Гидроблок страдает в первую очередь от настроек режимов, когда PWM-соленоиды открывают канал для масла не сразу на полное сечение, а постепенно закрывая или приоткрывая. В самом узком месте и происходит ускорение движения раскаленной пульпы из масла и грязи.  А грязью масло снабжает гидротрансформатор, истирающимся фрикционом блокировки муфты.
А с тех пор как программисты дали компьютеру возможность включения “спортивного режима” АКПП, то TCM заставляет электрорегуляторы-соленоиды руководить всеми пакетами сцепления (и ГДТ) жестко, с проскальзыванием, не выжидая время на выравнивание скоростей валов, сражаясь с вариаторами и ДСГ за незаметное переключение передач, без разрыва мощности.
И именно из-за этих “спортивных” разгонов и переключений особенно быстро стареет масло, становясь абразивной, клейкой суспензией, съедающей детали гидроблока, соленоидов и статора насоса.
Раньше гидроблока заканчивается ресурс у соленоидов и насоса, которые и являются триггером для владельца менять масло и соленоиды, не допуская полного износа гидроблока.
В случае длительной эксплуатации трансмиссии 5L40E с перегретым и сильно загрязненным маслом каналы гидроплиты и анодированные плунжеры истираются и возникают перетоки масла – давление в пакетах падает и запускается цепная реакция по ускоренному износу фрикционов, втулок, манжет-сальников, ступицы ГДТ и “железа” АКПП. Но это возникает уже в достаточно зрелом возрасте машины.
Замены гидроблока 5L40E, 5L50E практически не производятся, иногда – реставрация клапанов линейного давления или клапана давления ГДТ.