6HP19

Более подробно о процессе работы можно посмотреть на странице «ремонт АКПП».

6-скоростная АКПП ZF 6HP19 /A (09L по VAG) используется с 2000-го года для задне- и полно-приводных БМВ и передне- и полно-приводных Ауди (как 6HP19A). Рассчитана на двигатели мощностью до 3.5 литров.

табличка АКПП 6HP19/21 - 6HP26/ /28 /32
Разработана на конструктивной основе 6-ступенчатой АКПП 6HP26, как “облегченный” вариант. Основными конкурентами являются: Aisin со своими TR-60S,  но более серьезным конкурентом считался – DSG-6 производства Ауди-Фольксваген. Ведь именно VAG является основным потребителем продукции ZF.
После обычной в таких случаях 2-х летней обкатки 6НР19 на 5-й серии БМВ, ее с 2002-го года стали устанавливать на Ауди А8 (6HP19A) и на всю линейку БМВ начиная с 3-й серии с такими же двигателями как и у 5-й и на Ягуары S и XJ с двигателями V6.
В 2006-м вышла доработанная модификация – 6HP21 в паре со “старшим братом” – 6HP28. Они имеют Мехатроник 2-го поколения с улучшенным переключением передач, изменена клапанная плита, соленоиды, появился 7-й гидроаккумулятор, заменены некоторые фрикционы и почти все стальные диски.
При этом продолжали выпускать и устанавливать на Ауди Allroad и американские БМВ Х5 модификацию 6НР19, слегка подрегулировав настройки компьютера и качество некоторых комплектующих (). ZF 6HP19/21 – устанавливается кроме BMW и Audi, также на Jaguar XF, Hyundai Genesis.
Это уникальное творение немецкой фирмы ZF предназначено заменить легендарную 5HP19 и сделать жизнь водителя еще комфортнее и экономнее. И вроде этот автомат ест бензина на несколько процентов меньше и разгоняется не хуже ДСГ … Но, увы, ZF 6HP19 помимо потрясающих достоинств имеет некоторые “особенности 6-ступенчатого характера”, связанные с тем, что инженеры-компьютерщики запрограммировали электронные “мозги” (Мехатроник) так, чтобы автоматическая трансмиссия при езде в спортивном режиме во всем превосходила МКПП, DSG и вариатор.
За возможность испытать такой драйв водителю приходится платить износом втулок, гидротрансформатора, загрязнением масла и главное – сроком жизни фрикционов ГДТ, соленоидов и гидроблока. Теперь Мехатроник улавливает желание водителя “зажечь на перекрестке” и в режиме проскальзывания моментально переключает все сцепления не заботясь о выравнивании оборотов соединяемых валов, блокируя гидротрансформатор как только возможно быстро, нагружая железо по максимуму и даже выше.
6HP28-6HP26.
Фильтр АКПП для легковых БМВ ZF 6HP19/21

Фильтр АКПП для легковых БМВ 181010B с низкой посадкой встроили в масляный поддон (). Фильтр имеет однослойную фетровую мембрану, которая очень не любит сгоревших фрикционов.
фильтр АКПП 6HP19 Audi
Масло для полной замены требуется ок. 9.5 литров. Рекомендуется при грязном масле делать две частичные замены масла и менять при этом фильтр. Постоянно чистое масло отодвигает износ втулок и соленоидов. В сети есть множество отчетов по замене масла, если водитель часто продавливает педаль газа до пола, то масло загрязяется быстрее и смену масла следует производить сначала через 60-80 ткм, а затем – даже чаще. Чистота масла проверяется через заливную пробку на заведенном двигателе.
Фильтр для Ауди оставили традиционный, металлический 181010A (причем для глубокого поддона Q7 181010C- с заборником, а более популярный в заказах для легковых Ауди А4, А6, А8.. –  без заборника.). Его тоже рекомендуется менять с каждой сменой масла, особенно после 3-4 лет службы.
Оверол Кит (ремкомплект) Комплект прокладок и сальников 6HP19
Комплект прокладок и сальников (ремкомплект) также различен для Ауди и БМВ. Мастера чаще покупают оригинальный Оверол Кит 181002*-EM, но уже появились неплохие и дешевые неоригинальные Ремкомплекты – 181002.
комплект фрикционов АКПП 6HP19 bmw
Также часто меняют весь комплект фрикционов (№181003) особенно, когда горело масло. Не менее часто заказывают комплект втулок – 181030.
Типичные “болезни” АКПП ZF 6HP19-21:
Типичные “болезни” АКПП ZF 6HP19-21:

Привычная проблема мощных машин – Гидротрансформатор (ГДТ или “бублик”). Его блокировка стала регулируемой и принудительной начиная уже с первой!! передачи. Как при спортивной езде, водителю дана возможность ездить с широким “режимом проскальзывания” муфты гидротрансформатора.
Это, кроме плюсов разгона, комфортности и экономичности, привело к своим минусам. Теперь инновационные фрикционы гидротрансформатора забивают графитовой липкой “грязью” сетки соленоидов и клапана гидроблока, что приводит к фатальной работе автомата “всухую” и вибрациям, незаметным для водителя. Причем изношенные даже наполовину фрикционы уже работают не так, как свежие и на режимах “проскальзывания” под нагрузкой могут приводить к нештатным вибрациям.
Стоит отметить, что в паре с менее мощными двигателями (по сравнению с 6НР26) гидротрансформаторы 6HP19 работают дольше и надежнее, хотя срок их службы до капремонта сильно зависит от манеры вождения.

Гидротрансформатор 6HP19A

Основная “головная боль” АКПП 6HP19-…21 – Мехатроник – №181740 или 182740. ()
Электроника очень капризна к температуре – не любит слишком высоких и слишком низких температур масла ATF и наличию железной крошки в масле. Даже ремонт электроники мастерам рекомендуют делать в заземляющих браслетах, настолько капризны к статическому электричеству электроплаты.
Пластина Сепараторная идентификация номера ZF6HP19/26/28/32
Мехатроники первых поколений 6HP19 не доживали до 100 ткм и их меняли целиком. Подробнее о мехатрониках ZF. За пару лет обкатки эту “детскую болезнь” подлечили и проблемы переместились к расходникам – резинки, прокладки гидроплиты и соленоиды.
Основным расходником гидроблока 6HP стала Сепараторная пластина гидроплиты – 182741. .
Самой популярной в ремонте стала модификация для второго поколения гидроблоков с обозначением  на плите А065 – 182741F.

мехатроник (гидравлические мозги) акпп ZF 6HP19ZF6HP21 - 6HP26 сепараторная пластина 1068-327-224

Особенности конструкции самой коробки (вибрации ГДТ, статора насоса, …) приводят к быстрому износу втулок.
Износ втулок в свою очередь приводит к потерям давления в соответствующих пакетах и компьютер открывает электромагнитные клапана соленоидов все больше и больше. И так до момента, когда масляный насос работает на пределе производительности и гонит максимальным потоком грязное и горячее масло через соленоиды и дальше – через разботанные втулки. Чем дальше – тем интенсивнее изнашиваются все эти узлы, поэтому опытные мастера не допускают износа втулок более чем на 50% и меняют их при каждом капремонте, чтобы сохранить электрику коробки и предотвратить вибрации валов.
Комплект втулок 6HP19 \21 – №181030.
Существует несколько наборов втулок, отличающихся по качеству и комплектации. Набор латунных втулок, (12 шт. из латуни) №181030KB 
Другой популярный набор биметаллических втулок – 181030KC. В комплекты входят втулки под различные варианты вала: Forward #48, #48B, #49, O.Dr“E” #38, Direct #46, Output #62.
комплект втулок АКПП 6HP19 bmw audiнабор биметаллических втулок

грязь на соленоидахКонструкция “железа” Мехатроников второго поколения уже “привита” от основных “детских болезней” и ремонт часто заключается в простой замене самого популярного Комплекта соленоидов из 7-ми штук (3 жёлтых, 3 синих, 1 черный) Solenoid Set, ZF6HP19/26/26A/19A/32/32A  –182420A.
Реже меняют Комплект соленоидов 2-го поколения – 182420C, (3 жёлтых, 2 синих, 2 оранжевых, 1 черный, 1 зеленый).  ОЕМ№ 1068 298 047
Можно сказать, что первый и основной капремонт 6HP19 и 6HP21 – это своевременная замена комплекта соленоидов, которые становятся главным расходником АКПП, если водитель часто использует спортивные режимы разгона, таскает прицеп, увлекается испытаниями “офф-роуд” или предельными оборотами двигателя.  Также сильно влияет на износ соленоидов – выработка втулок. Если не проверить износ втулок и просто заменить соленоиды, то потери давления масла через втулки приведет к тому, что новые соленоиды VFS сразу будут работать на полное сечение и срок их службы уменьшится как минимум вдвое. Кроме втулок обязательно проверить и заменить тефлоновые кольца (входят в ремкомплект). – Комплекта Соленоидов (5 жёлтых, 1 синий, 1 чёрный) №181420A. использовались в первых выпусках 6HP19 и 6HP26  ОЕМ№ 1068 298 045.
Мастера утверждают, что при проблеме соленоидов фрикционы гидротрансформатора почти всегда изношены и гидротрансформатор подлежит ремонту. (
Комплект соленоидов, Solenoid Set, ZF6HP26/26A/32/32A Valve Body, 9pc (3жёлтых,2син,2ор)комплект соленоидов 6HP19 6HP26 /32

()
Соленоидов выпущено множество вариантов для разных авто, которые различают по цвету штекера. Следующий  по популярности комплект соленоидов одной из первых модификаций гидроблока 6HP19/26 – из 9-ти штук №182420B, OEM# 1068298043.
Комплект соленоидов, Solenoid Set, ZF6HP19/26/26A/19A/32/32A (9)(3ж,3син,2чёрн.,1зел)

Сальник (манжета), C/S 6HP19
Частая замена – сальник насоса (182070) реже –  выходного вала: 181074, 181076. Когда все остальные прокладки, входящие в Ремкомплект, еще вполне рабочие, а машина пришла в капремонт вовремя. Но со “съеденным” фрикционом гидротрансформатора и проблемами насоса. 181002)
Но, увы, часто владельцы меняют только эти подтекающие сальники, оставляя бублик и втулки убивать соленоиды и мехатроник.

Сальник (манжета) насоса, 6HP19/26/26A/32 (45x58x7)

барабан Е 6HP19-26На первом этапе болезни “масляного голода” оказывается достаточным ремонт гидроблока, гидротрансформатора и замена соленоидов и втулок.
Если запустить болезнь, то наступает второй этап – износ железа. Приходится менять комплект фрикционов 181003.
Иногда меняют ступицу барабана Е (Овердрайв) 181570.В более сложных случаях начинает гореть корпус барабана Е иприходится менять с фрикционами 181100 и 181120 еще и “посиневший” опорный диск (№181140).
На следующей стадии болезни горит и сам Барабан Овердрайв “Е” 181550 (ОЕМ№ 1071-271-091).
Барабан Е с “пилотом” на конце вала замечен в том, что в первые годы коробки были сверх предела “зачипованы” () и от перегрузок ломался сам вал.  
барабан Е 6HP19 drum

пакет В Поршень Piston 6HP19Барабан Директ ZF 6HP19-26Следующим по частоте проблем “железа” 6HP19-/21 следует барабан Direct (B) – №181555
У Барабана Директ от перегрузок, масляного голодания и грязи сначала страдают обе втулки, что приводит к вибрациям, уходу масла и дальше – типичные проблемы фрикционов по цепочке.
В сгоревшем пакете B (каталог – ) кроме фрикционов и стальных дисков также часто меняют Поршни – №181965  и Пружину тарельчатую – №182975.
барабан Е акпп 6HP19 drum Direct

Адаптер 181698Зимняя болезнь АКПП 6HP19 – замена Адаптера к блоку соленоидов, (другое название: “Очки”, Sleeve) – №181698.
Обычно этот расходник меняют планово, при каждом приходе на замену масла. Входит в Оверол Кит (Ремкомплект) 181002).
Проблему связывают с непрогревом масла и перепадом температур. Задубевшая прокладка не так эластична, как при рабочих 100º С. Экономные ремкомплекты предлагают только резинки от “очков”.

Адаптер к блоку соленоидов, SLEEVE 6HP19/21 ADAPTER 05+

Типичный для лета расходник: переходник-адаптор к мехатронику – №182444.
Входит в некоторые ремкомплекты, служит недолго и рекомендован к замене каждые 3-4 года, при условии, что машина активно используется в жару летом.

Адаптер в корпусе электропроводки соленойдов, 6HP26

Болт крепления Расходниками первого уровня также являются и – Поршни панели управления 182742, универсальные, которые иногда не входят в Оверол Кит.
– Болт крепления поддона 182779.
Поршень панели управления, Piston,

В 2005-м и в 2008 с этими болезнями гидроблока 6HP19-21 боролись, меняя не только конструкцию Мехатроника, но и совершенствуя состав масла (ATF) :
1. ATF голубого цвета с февраля 2005 г.  для АКПП A: 4000597,  B: 95253.
2. ATF зелёного цвета с марта 2008 г. для АКПП: A4, A6, A8: 4432890, Q7: 4040037.
И этот совершенный ZF-й автомат конкурирует не с традиционными неубиваемыми  4-х ступенчатыми коробками, а с быстрыми и экономными, но дорогими в обслуживании ДСГ и вариаторами.