AW60-40LE (AF13)

Более подробно о процессе работы можно посмотреть на странице «ремонт АКПП».

4-х ступенчатая компактная АКПП AW60-40LE (-42LE) была разработана Aisin Warner в 1995 году для переднеприводных авто (Suzuki, Opel, Daihatsu, Fiat) с двигателем до 1.6 л. После обкатки ее на редких Судзуки Эстима с 1998 года широко устанавливалась на множество автомобилей различных производителей.

Идентифицировать эту коробку кроме таблички на АКПП, можно также по алюминиевой крышке гидроблока ()
крышка поддона AW60-41
У нас это семейство автоматов чаще всего встречается с Опель Астра, реже – Корса, Тигра и Судзуки с японских островов. По американской классификации (GM) AW60-40LE носит имя автопроизводителя – AF13. ()
Позже (1998) когда немногочисленные детские болезни были излечены, вышла усиленная модификация – AW60-41SN, (AF17) под двигатели 1.8 л. Этот автомат и дает основную статистику в ремонте.
За два года эксплуатации на Опель Астра модификация AF17 была отработана и с 2000 года ее стали устанавливать на многочисленные ДжиЭмовские авто по всему миру, требующих мощный, компактный и надежный 4-х скоростной автомат. Немцы используют ее в паре с 1.8 литровым двигателем для Опель Зафира.
А в 2000-м по многочисленным запросам автопроизводителей на еще более легкую АКПП для “малышей” с двигателем ок 1.2 л, Айсином было разработано следующее поколение “суперлайт-АКПП” AW80-40.
AW60-41SN с 2000 года как горячие пирожки расхватывается для всех бюджетных моделей Дэу-Шевроле, Судзуки, Фиат и многие др. ().
Фильтр, AW60-40LE/ AW60-41SN/ AF13 1993-up
Конструктивно AW60-4* “лайт”-семейство (1.3л -1.8л)  – уменьшенная копия старшего брата AW50-40.
фильтр тонокой очистки
AW60-41 очень надежны и доходят до плановой смены масла, фильтра (с металлической сеткой – №352010) и расходников без серьезных проблем.
Для возрастных автоматов мастера рекомендуют устанавливать внешний фильтр тонкой очистки –100019. Магистральный магнитный фильтр помогает держать масло чистым и уменьшает износ узлов трения, бережет гидроблок и соленоиды и позволяет мониторить степень загрязнения коробки не снимая поддона.
разрез фильтра AW60-40
Масло, применявшееся при запуске в серию 1995г. – минеральное, типа Дексрон III. Для частичной замены нужно около 4 л. Полная замена около 7.2-7.5 литров для разных авто.
масло Т4Каждый производитель программировал работу гидроблока под свое масло. На многих машинах, выпущенных после 2000-го, уже использовали синтетическое масло, аналог “Тойота Т-IV“.
масло Тойота WSА после 2005-2006 года производители авто начали переходить на синтетику типа “Тойота WS“. Естественно, что настройки компьютеров и соленоидов в поздних модификациях учитывают характеристики синтетического масла и ранних версий масла, густого при низких температурах уже не любят.
Масло хотя и считается несменяемым, после нескольких лет “жесткой” эксплуатации загрязняется фрикционной и металлической пылью и значительно влияет на работу гидроблока и отвод температуры от фрикционных накладок. Масло стоит менять не дожидаясь когда появятся болезни типа проскальзывания и толчков. Эксплуатация с нештатной работой АКПП и грязным маслом  – ускоряет наступление “инвалидности”. Самоизлечения болезней (как у кошек) наукой не было отмечено ни разу, хотя эта трансмиссия ходит неприлично долго без посещения “врача”.
Особенность AW60-41SN – наличие интеллектуальных функций.
Например – так называемая “электронная автонейтраль” (с дополнительным 5-м соленоидом “Он-Офф” в гидроплите) – это когда на светофоре компьютер после 2-х секунд простоя на тормозе автоматически включает проскальзывание сцепления (Forward) и блокирует гидромуфту “бублика”, уменьшая нагрев масла в этой масломешалке. Летом это позволяет экономить топливо, но зато быстрее съедает фрикционгидротрансформатора и Форварда и “забивает мозги” этой едкой пульпой.
соленоид, Solenoid, AW60-40LE/41SN (Lock-Up (TCC)) Duty ControlКроме того в AF17 – соленоид LockUp 352425 – уже не электроклапан, как в AW60-40 (слева) , а электрорегулятор PWM () и управляет принудительной блокировкой гидротрансформатора более интеллектуально и незаметно, с “проскальзыванием”. Что тоже улучшает экономичность и разгонные характеристики, но неуклонно приближает время капремонта гидроблока и АКПП.
Кроме того введены еще другие интеллектуальные опции, работающие за водителя. В общем АКПП AF17 стала похожа на умную жену, которая предугадывает все желания мужа, что часто приводит к соблазну – испытать на прочность такую “уступчивую жену”.
сальник насоса U140-U240
Первым обычно вырабатывает свой ресурс фрикцион гидротрансформатора, о чем свидетельствуют протечки сальника гидротрансформатора-насоса 340070.
Из пакетов в первую очередь горят фрикционы пакета Forward. При каждом ремонте меняют и тормозную ленту 352022, обязательно ремонтируют гидротрансформатор и чистят гидроблок с соленоидами. Профилактическую чистку соленоидов умельцы делают сами различными хитрыми методами, что очень полезно для всех возрастных авто и отодвигает старость и немощность.
Типичные ремонтные места АКПП
В первые годы производства встречались случаи, когда из-за ошибок агрегатирования тосол попадал в АКПП и вызывал соответствующие проблемы. Довольно быстро автопроизводители эту “детскую болезнь” вылечили.
комплект фрикционов AW60-40LE (AW60-41SN)
При капремонте кроме типичных фильтра и ремкомплекта прокладок и сальников (№352002) в половине случаев заказывают еще и Полный комплект фрикционов (352003).

В остальной половине случаев главной проблемой являются два сгоревших пакета сцепления: – Форвард и пакет 3-4 (фрикционы –  352108 и стальные диски пакетов Форвард 352128) и пакета 3-4 – №352120,  остальные фрикционы обычно выглядят как новые и имеют приличный запас. А проблема проявлялась при максимальном крутящем моменте. С этим расходниками часто сгорают и упорные диски.
Если АКПП долго эксплуатировалась с горелыми стальными дисками, пережигая масло и наполняя масло клеевым слоем с сгоревших фрикционных накладок, то профессионалы меняют все фрикционы, пропитавшиеся таким горелым маслом. А также – тормозную ленту и фильтр.
Существует две системы классификации пакетов: немецкая (С1 – С3, В1…) – по типу работы пакета “Сцепление (С#\К#)-Торможение (B-brake)” и американская (Форвард, 3-4…) – по функциональности. Таблица для AW60-40 –
Фрикционный Диск AW60-40LE Forward/3-4 [51Tx1,7x142] (642-607A)пакеты сцеплений

В случае сгорания фрикционов в этих двух пакетах рекомендуется проверить износ суппорта крышки – 759 и внутренней поверхности барабана Форвард 352554. справа.
Смену уплотнительных колец #181 (входят в Ремкомплект прокладок) здесь производят при каждой переборке автоматов.
задний барабан с крышкой AW60-40

Традиционно для Айсиновских коробок Ремкомплекты “Оверол Кит” выбирают чаще всего : – Пресижн и – АТОК №352002.Ремкомплекты Транстек заказывают реже из-за завышенной цены. Комплектация всех наборов примерно равнозначная.
ремкомплект АКПП AW60-40LE/41SN/AF13

Одновременно с комплектом фрикционов заказывается и Тормозная лента (352022).
После того как горелое масло пропитало фриционные накладки, они могут работать с заметными толчками или с проскальзываниями.
Лента тормозная, AW60-40LE/ AW60-41SN/ AF13 1993-up

Почти в каждый капремонт возрастной коробки заказывают и меняют комплект из 4-х пластиковых шайб опорных подшипников (№352200A).
Пластиковые “вошеры” – типичный расходник, который после многолетней работы в среде перегретого масла рекомендовано менять. Пластик имеюе свойство рассыпаться от перегревов и старости и попадать в самые больные места.
Входят в состав всех Ремокомплектов прокладок и сальников.
Набор шайб (опорных подшипников скольжения), AW60-40LE

Из электрики можно отметить типичные проблемы гидроблоков (№352740). Гидравлические клапанные плиты приходится перебирать и чистить при каждом капремонте возрастной АКПП с заменой прокладок.
Каждый год Айсин активно производила апгрейд клапанной гидроплиты. ()
Гидроблок для последних модификаций семейства – главный источник всех ранних болезней. Но не из-за того, что он стал хуже, а из-за того, что новые настройки компьютера стали позволять водителям выжимать из коробки все больше, фрикционы работают все жестче, в погоне за конкурентами ДСГ. Масло загрязняется быстрее. Из-за грязи и износа каналов и золотников они залипают, образуются перетоки между каналами, что приводит к букету проблем: 1- пониженному давлению в линии, 2- отсутствию блокировки ГДТ, проскальзывание фрикциона итд. 3 – сгоревшие пакеты сцепления С2, 3-4 , торможения В1… итд. 4 – толчки при переключении 2, 3-4 скоростей итд.
Гидроблоки AW60-40/41SN успешно ремонтируются. №352740-RP
гидроблок AW 60-40LE

Можно добавить еще и замену соленоидов шифт (переключения скоростей) № 352421A. Иногда меняют соленоид блокировки гидротрансформатора – 352425.
Все это – типичный максимальный набор расходников для планового капитального ремонта этой очень надежной коробки. Если вовремя отремонтировать гидротрансформатор, не дожидаясь износа втулок и шестерен всухую, то этот автомат пройдет еще не одну сотню тысяч.
соленоид шифт Электроклапан, Solenoid, AW60-40LE/41SN Shiftсоленоид, Solenoid, AW60-40LE/41SN (Lock-Up (TCC)) Duty Control

Датчик входных оборотов, Sensor, AW60-40LE Turbine Shaft input  От времени и перегрева часто выходит ресурс у датчиков-сенсоров входных и выходных оборотов: – №352436А и 352438А.
После совсем больших пробегов у водителей, которые любят выжимать максимум из своей машины первым слабым звеном “железа” становится – Планетарный Ряд, №352584.
Датчик выходных оборотов, Sensor, 60-40LE Output Speed output

набор для ремонта VBДля ремонта гидроблока Соннакс выпустил ZIP-набор. (#352741AK). Все известные проблемы последних гидроблоков AW60-40/41SN хорошо описаны на страничке Соннакс.
Гидроблок служит довольно долго, но агрессивные разгоны и езда с изношенными фрикционами муфт может приблизить срок его замены. Окончательный диагноз для гидроблоков после 2006 года можно установить только при демонтаже и плановой чистке. А чистить его приходится уже после 150-200 ткм пробега. К сожалению, владельцы Опелей обычно не сильно берегут трансмиссию.
Если чувствуется запах горелого масла, то чаще всего дело именно в пакете Forward и 3-4. Но стоит, конечно, и помнить о роли съеденного фрикциона блокировки гидротрансформатора. Он во второй половине жизни начинает особенно вредить и гидроблоку и самой акпп.
А вообще, семейство АКПП AW60-40LE считается таким же неприхотливым, как и большинство 4-х ступок Aisin и после проверки и замены всех изношенных слабых звеньев ходят еще долго.