JF506E

Более подробно о процессе работы можно посмотреть на странице «ремонт АКПП».

5-ти ступенчатую АКПП 09A (по классификации Jatco – JF506E) в 1999-м японская Jatco разработала для европейского рынка переднеприводных машин с двигателем до 3.8л. Первая ласточка из бюджетных джатковских 5-ти ступенчатых АКПП, использующаяся в автомире как надежная и неприхотливая альтернатива дорогим AW55-50 от Aisin и ZF-й 5HP19-24.

После нескольких “шлифовочных” модификаций с 2001-го началась ее активная жизнь, ее стали ставить Ниссан – как RE5F01A и Мазда как JA5A-EL. Европейцы – под немецким именем 09А  на VW, Ауди и под “девичьей” фамилией JF506E – на английские Ягуар и Лэндровер.
Фильтр с круглым заборником, JF506E/09A/RE5F01A/5F31J/JA5A-EL Mazda, Ford, Jaguar 1998-upVW
Американский Форд пробовал этот автомат для европейских Mondeo и Galaxy (как 5F31J).  А японцы до последнего времени устанавливали этот автомат на американских сборочных производствах Ниссан (Altima, Quest) и Мицубиши (Eclipse, Galant) агрегатируемые с 6-ти цилиндровыми двигателями.
У нас JF506E встречается в основном на английских машинах Jaguar X, Rover, Freelander, реже – на немецких Golf, Bora, Jetta и еще реже ее можно встретить на португальских Сеатах Alhambra и Ауди А3.
Фильтр JF506 Audi/VW Except Sharan 1998-Up

Фильтры 09A\JF506E с металлической сеткой выпускаются трех модификаций:
– Для Ягуара, Мазды, Форда (#133010A) – с круглым заборником, ()
– для VW Шаран (Португалия), Ровера и Фрилэндера с длинным прямоугольнымзаборником ≈33 мм – 133010B
– для Ауди и всех VW кроме Шаран – с коротким прямоугольным заборником ≈16 мм. () – 133010C.
Типичные проблемы АКПП JF506E (09A)

Типичный возрастной плановый капремонт JF506E заключается в замене расходников. Ремкомплекты прокладок и сальников (Оверол Кит) для капризного железа JF506 мастера предпочитают сборки “Транстэк” 133002*-TK. Реже берут ремкомплект прокладок от “Пресижн” с поршнями.
В капремонт с переборкой обычно входит и замена всего комплекта фрикционов, любят мастера комплекты фрикционов от Линтекс (-LN) – 133003.
Ремкомплект\ Оверол кит\ Overhaul Kit), JF506E/09A/RE5F01A/5F31J/JA5A-EL (FORD/JAGUAR/MAZDA/ROVER)

Как только в этой коробке случаются рывки, толчки и пробуксовки – симптом некорректной работы соленоидов и гидроплиты.
Проблемы выражаются в жестких переключениях скоростей. В запущенных случаях ни чистка ни замена соленоидов не помогали, требовалась замена самого гидроблока № 133740.Гидроблоки выпущенные в начале “нулевых” у практически всех производителей были слабым местом и требуют идеально чистого масла и рабочей температуры не выше 90-100 градусов.
Причина – конструктивная. “Первый 5-ти ступенчатый блин” Джатко.
Коробка проектировалась одновременно и как “люксовая” 5-ти ступка для дорогих авто на фоне стандартных 4-х ступок, и в нише “бюджетного” варианта в конкурентной борьбе с аналогами Aisin и ZF.
Одна из причин выхода из строя гидроблока – проедание грязным маслом канала и золотника (TCС Pressure Regulator Valve) управляющегоблокировкой муфты ГДТ. Дальше – цепная реакция, связанная с быстрым загрязнением масла фрикционом гидротрансформатора, грязь начинает съедать остальные каналы и электроклапана-соленоиды.
Ремонт этого канала можно производить установкой нового анодированного золотника со вставкой от Соннакс, но на эту дорогую и рискованную операцию мало кто решается. Чаще проводят замены…
Гидроплита JF506E
ремкомплект клапана ГДТ JF506

Соленоид Давления (EPC), Solenoid, ALL PL DUTY EPC зелёный коннектор, с проводом на минус, на 2-х резиновых подушках (надпись на детали: G6T46174) (Green) 2Bolts (W/Ground Wire)

Второй соленоид в очереди на замену у VW – 133421 (2-4 brake duty) с нормативным сопротивлением: 2.6…3.2 Oм.Наиболее часто меняют выработавший свой ресурс Соленоид EPC. #133435A. Он работает напряженнее остальных.
Соленоид-Электроклапан Solenoid 2-4 Duty,Мастера при ремонте авто прошедших более 200 ткм обычно меняют сразу весь Комплект соленоидов из 9 шт. – №133420, которые у Джатко обычно имеют ресурс гарантированной работы 100-140 ткм. И чем выше рабочие температуры и грязнее масло, тем быстрее изнашиваются соленоиды, у которых здесь нет сетки-фильтра. Гидроблоки и комплекты соленоидов различны у Форд-Мазда и у VW/LR.
Все проблемы электрики связывают с перегревом и “масляным голоданием”, вызванным недостаточным охлаждением ATF через теплообменник. Следует отметить, что у JA5A-EL азиатских Форда-Мазды система охлаждения и настройки компьютера ТСМ выполнены аккуратнее и гидроблок с соленоидами служат без регламентного ремонта дольше. Указанная проблема случается чаще с машинами Ягуара-Ровера и Фольксвагена.
Комплект соленоидов JF506Eкомплект соленоидов JF506

Датчик Оборотов, Sensor (Turbine, Input & Output)
Часто заказываются для замены оба сенсора-датчика (одинаковы датчики входных и выходных оборотов)Датчик ISS \ OSS (VW, LandRover, Jaguar, Mazda) – #133436A
Датчик скорости Turbine, Input & Output (VW, LandRover, Jaguar, Mazda)

Сальник (манжета) насоса, JF403E/404E/506E/RE/RL4F03A/LJ4AEL [7,6x41,8x59] 1999-Up
втулка насосаПривычными расходниками первой очереди являются: Сальник насоса, (аналог JF403E/ JF404E/  RE4F03A/ LJ4A-EL [7,6×41,8×59]) – №133070.
C ним вместе иногда заказывают втулку насоса, которая аналогична для RE4F03A  [45,2×11,3×42,2] – №314034.
прокладка поддона JF506Прокладка поддона обычно меняется вместе со всем ремкомплектом, но часто заказывается при точечных ремонтах насоса, замен масла или соленоидов – №133301.
В случае когда горели фрикционы и пропитали горелым маслом все фрикционные накладки, меняется и – Лента тормозная, Overdrive, (JF506E/ RE5F01A/ 5F31J/ F5A42 Ford/Jaguar/Mazda/VW/Mitsubishi) №133020
Лента тормозная, Overdrive RE5F01A, JF506E, 5F31J Ford/Jaguar/Mazda/VW

Барабана №133555AK

Проблемные места “железа” 09A:
Трещина может быть не видна без давления масла, но если сгорели фрикционы обеих пакетов: Reverse и High, между которыми и стоит поршень High, то скорее всего причина в поршне High Clutch Housing-133555.- лопается стенка алюминиевого поршня-Барабана High №133555AK с поршнем -556 – .
Обрезиненный поршень High Clutch Retainer, JF506E Spring (Bonded) Эти два пакета фрикционов горят чаще других. С ними вместе меняют поршень 133965 и ретейнер-держатель 133985.
Поршень, Housing, JF506E (All) High Clutch (Aluminum) (53,7mm Thick)Поршень сцепления, Piston, high clutch RE5F01A/JF506E/5F31J, [22,6x50x112]

комплект фрикционов ЛоуВ совсем редких случаях сильно изношенных акпп меняют – Барабан Low\Rev №133554А
От грязного масла и перегруза крутящим моментом поверхности протачивает тефлоновыми кольцами, из под которых уходит давление и подгорают фрикционы Low –133108.
Эффективным вариантом ремонта считается восстановление изношенной поверхности барабана, а не покупка нового оригинального или БУ.
Барабан, Drum JF506E Low Clutch (K1) (All) (6 or 7 Clutch) (32 Teeth Steels)

– Реже горят фрикционы Директ – 133102 и еще реже меняют сам Барабан Dir №133551.Это встречается при ремонте акпп LandRover.
Барабан, Drum Assembly JF506E Direct (K4)(Mazda/Jaguar)With Piston, Sprag Support (With 31 SunGear Splines)

фильтр в разрезеВ возрастных автоматах мастера часто устанавливают внешний фильтр тонкой очистки – 100019,
Магистральный фильтр помогает держать масло чистым и уменьшает износ узлов трения. Это особенно рекомендуется всем возрастным автоматам, у которых штатный фильтр имеет металлическую сетку.
Такой фильтр кроме мелкодисперсной пыли от фрикционов удерживает также и клеевую основу фрикциона, в случае когда накладка стирается до самого основания. Что защищает соленоиды и клапана гидроблока от зависания и износа.
Кроме того там есть магнит, удерживающий железную пыль и перепускной клапан, который срабатывает если фильтр много лет не менялся и забился напрочь грязью. Такой фильтр стоит менять каждый год или раз в 10 ткм.
Барабан, Drum AW50-40/42LE C-3, Underdrive

И совсем редко на возрастных машинах с большим рабочим стажем встречаются еще такие проблемы:

– Разбивает Хаб Реверс 133578.
– Полый вал 133670, выбивает затычку в конце и падает давление во всех пакетах, кроме Директа.
– На Фордах летит Дифференциал 133716.
Выбор немецкими и американскими автопроизводителями JF506E говорит о том, что этот автомат считают удачной и недорогой альтернативой айсиновским и американским 5-ти ступенчатым АКПП. И при своевременном ремонте с заменой расходных материалов он может надежно служить до конца ресурса самого автомобиля, на котором установлен.