TF-61SN, TF-62SN

Более подробно о процессе работы можно посмотреть на странице «ремонт АКПП».

Первая в мире 6-ступенчатая АКПП 09G  (TF60-SN -по классификации Aisin Co) – с 2003-го используется практически для всех переднеприводных авто семейства Фольксваген  и Ауди (А3, А4 и ТТ) с двигателем от 1.4 до 2.0 л. (По классификации БМВ она может называться как BMW GA6F21WA. Разработана японской фирмой Айсин по техзаданию VAG, который взял на себя часть электрики, ЭБУ и агрегатирование с моторами своих авто.

Рассчитана на крутящий момент до 280 Нм.
Является следующим инновационным поколением 5-ти ступенчатой AW55-50. Конкурирует с немецкой коробкой ZF 6HP19-/21 и считается более долговечной и относительно дешевой в ремонте, но не такой комфортной для водителя. Типичное отличие Айсиновских коробок от ZF.
После обкатки 09G и доработки выпустили вторую подмодификацию 09K или 09М которую стали использовать вместе с двигателями до 3.5 литров (TF-62SN -61SN, Passat, Superb, Transporter).
Параллельно в 2003-м запущена в производство модификация родственной конструктивно заднеприводной 6-ступенчатой 09D (TR60-SN).
Это семейство 6-ти ступенчатых АКПП разработано японской Айсин в сотрудничестве с немецким VAG (Ауди-Фольксваген Групп), которого можно считать соавтором, ответственными за работу компьютера-ЭБУ и соленоидов, и не совсем ясно: кого же считать ответственным за успехи и неудачи TF60-SN – немцев или все-таки японцев? Как всегда успехи – на совести Айсин, а неудачи – заслуга немцев.
Пилотная модель 09G (TF-60SN) обкатывалась пару лет на Мини (как 6F21WA) и после доработок в 2009 г. стала использоваться для Шкоды Superb и Сааб 9’3.
Остальные автопроизводители устанавливали усовершенствованную модификацию 09K (). Мастера присвоили ей имя TF-61SN. ()
09K сначала опробовали на Polo, Golf и Transpotrer. В 2004-м, когда основные “детские” болезни конструкции были устранены, ее стали ставить на испанские Сеаты, на Шкоду Октавия, Фабия и Румстер и на Пассаты по всему миру, в том числе и в России. А с 2005-го покорила рынок китайских Фордов Мондео и британских Мини, да и остальных машин семейства Фольксваген (Touran, Sharan, Tiguan, Jetta) и Шкода.
К 2006-му году немецкими инженерами был разработан еще один вариант этой коробки – 09М которая устанавливалась с 3.2l  VW Транспортер. Для полноприводного Пассата 3.6 л эта модификация АКПП названа немцами как 09М, запчасти для которой родственны 09K. Принимаемый крутящий момент – до 450 Нм.
Сейчас это уже – отработанная и надежная современная АКПП для популярных бестселлеров с отличными эксплуатационными качествами, единственными реальными конкурентами для этого автомата являются ZF-6HP21-26 и младший брат – TF80SC. Она успешно конкурирует также с 7-ми ступенчатыми коробками ДСГ типаDQ200. Отличие 09G – долгоживущая, неприхотливая, ремонтопригодная неубиваемая коробка.

фильтр для акпп 09GДля разных модификаций этой АКПП для машин с разными габаритами подкапотного пространства и с разными гидроблоками разработаны простые металлические фильтры с металлической сеткой:
Фильтр имеет две под-модификации – для  мелких поддонов 134010 (с 2003г.)  и с глубоким заборником (с 2005 г.) №134010B Фильтр 09G – самый распространенный в продаже.

фильтр для акпп 09G

фильтр для акпп 09M– фильтр 09K (№134010A) с мелким заборником начал выпускаться с 2004 г. и более редок на нашем рынке.
И редкие в ремонте модели Фольксвагена с модификацией 09М применяют третий тип фильтра 134010C. ()

Коробка чувствительна к уровню масла ATF, которое проверяется при t=40°±5° по уровню переливной трубки в поддоне.
фильтр для акпп 09K

фильтр в разрезеВ возрастных автоматах мастера часто устанавливают внешний фильтр тонкой очистки – 100019,
Магистральный фильтр помогает держать масло и теплообменник чистым и уменьшает износ узлов трения. Это особенно рекомендуется всем автоматам, у которых штатный фильтр имеет металлическую сетку.
Такой фильтр кроме мелкодисперсной пыли от фрикционов удерживает также и клеевую основу фрикциона, в случае, когда накладка стирается до самого основания. Что защищает соленоиды и клапана гидроблока от зависания и износа.
Кроме того там есть магнит, удерживающий железную пыль и перепускной клапан, который срабатывает обычно зимой, если фильтр много лет не менялся и забился напрочь грязью. Такой фильтр стоит менять каждую осень.
Барабан, Drum AW50-40/42LE C-3, Underdrive

уровень масла по пробкеВ 09G применяется синтетическое масло ATF типа: G 052 025 A2. Для полной замены () требуется ок. 7л. Для модификаций под двигатель 2.5 л предусмотрен теплообменник большего объема. А для редких в ремонте 3-х литровых двигателей – отдельный радиатор охлаждения, который вмещает дополнительный объем масла.
Коробка чувствительна к правильному уровню масла. Масло проверяется при температуре 40°±5° при заведенном двигателе – по уровню в контрольном отверстии поддона, масло из него должно немного вытечь.
Продавцы машин утверждают, что масло служит до первого капремонта, но после каждого жаркого лета для машин старше 5-ти лет (чтобы продлить молодость) рекомендуется проверять качество масла и припограничном состоянии масла – менять его. Наличие стружки-крупинок (крупнее 1мм) в поддоне, это уже показание для диагностики. Частичную замену масла мастера рекомендуют после 60-80 ткм, если масло темное, но еще прозрачное. Чем менее грязное масло, тем менее рискованна его замена. У машин с теплообменником особенно стоит следить за чистотой масла, потому что после 5-7 лет эксплуатации теплообменники забиваются смолистой грязью и значительно снижают свою эффективность, что приводит к перегревам.
Особенности АКПП TF60SN  свойственны большинству первых 6-ступок и связаны с ускоренным загрязнением масла фрикционной накладкой гидротрансформатора, который работает в непривычно напряженном режиме проскальзывания муфты блокировки, а мотор – при необычно высокой температуре.  Эту трансмиссию в 2005-06-м сменила более отработанная по электрике TF80SC. А вслед за этим была разработана уже 8-ми ступенчатая TR-80 для заднего привода.
В TF60SN  японцы еще не решились устанавливать Электронный блок управления внутрь АКПП.
Типичные ремонтные места автомата 09G (AW TF-61SN \TF-60SN):

Типичный капремонт равномерно постаревшей трансмиссии 09G это переборка и замена расходников:
Комплект поршней TF-60sn– Ремкомплекты сальников и прокладок – №134002 примерно равнозначны по качеству, цене и комплектации у всех комплектовщиков: Альто-Транстэк-АТОК.
Мастера, уверенные в своей аккуратности и внимательности берут ремкомплекты АТОК или Альто, остальные – предпочитают Транстек.
C комплектом прокладок и сальников (ОверолКит) вместе почти всегда меняют – Комплект поршней № 134008 (слева) и
– Комплект фрикционов – № 134003. Фрикционы рекомендовано менять все когда пакет К2 (ниже) сгорел полностью и горелым маслом пропитаны все фрикционные накладки, так как здесь все пакеты работают в современном “режиме проскальзывания”, а пропитанные горелым маслом фрикционы передают момент вращения с ударом или с излишним проскальзыванием, что приводит или к некомфортному переключению или к быстрому сгоранию.
Фрикционы пакета К2 несколько раз модифицировались, поэтому нужно перед заказом комплекта 134003 уточнить количество зубов фрикциона К2 134100 – 55 или 60.
Ремкомплекты сальников и прокладок 09Gкомплект фрикционов 09G

Нештатная работа гидроблока TF60-SN часто выражается в проблемах с переключениями 4-5-6 передач. Причина вызывается агрессивными настройками ЭБУ АКПП и усугубляется высокими рабочими температурами новых двигателей. Первым убийцей гидроблоков является режим управляемого проскальзывания блокировки гидротрансформатора и быстрый износ его инновационной фрикционной накладки. Это приводит к высокой абразивной активности загрязненного масла.
Коды ошибок – Р0734, Р0735 или Р0729 – говорят в частности о том, что износились (забиты) соленоиды и клапана гидроплиты. Соленоиды перевтуливают с помощью Ремкомплекта втулок – 136419.
Ремонт гидроплиты иногда производят с помощью клапана  15741-14K Соннакс (134741B) для ремонта изношенных аккумуляторов. Ремонтный клапан имеет уплотнение, которое продлевает срок жизни клапанов в грязном масле. Этот комплект поршней – универсальный и подходит для всех айсиновских гидроблоков 6-ти ступенчатых автоматов. Замена его решает проблемы с проскальзыванием фрикционов, задержкам включения.
ремонтная втулка sonnax TF60SN

Комплект втулок 5 шт. №134030 – тип ремонта 09G, поздно добравшейся до операционного стола. Самыми разбитыми оказываются втулки: Солнечной шестерни 134052, Задней крышки (134066), Насоса (134034) и пакета К3 (С3). Для задней крышки даже выпущена ремонтная втулка, если посадочное место сильно разбито продолжительными вибрациями.
Процесс типичной поломки в этом случае можно описать так:
1-й этап. Фрикцион гидротрансформатора включается с проскальзыванием начиная с 3-й скорости, сильно не дожидаясь уравнивания скоростей вращения вала двигателя и трансмиссии. Фрикцион при этом активно истирается, загрязняет масло твердым и липким графитовым порошком. Эта агрессивная взвесь попадает в каналы гидроблока и соленоидов, забивает золотники, не дает работать пружинам и соленоидам. Кроме того она истирает все скользящие поверхности. Особенно те втулки которые интенсивно нагружаются передельными нагрузками. Выражается в толчках, запаздывании включения и выключения пакетов, возникает разница между работой в холодном и в горячем масле.
2-й этап. Плунжеры и клапана клинят и недодают давления масла в один из пакетов, в изношенных местах образуются протечки, перетоки масла, критически уменьшается давление в пакетах сцепления (первым – в пакетах К2 (С2) фрикционы со стальными дисками – 134100, 134120 – справа и С1).
Что выражается уже в износе (сгорании) фрикционов сцепления и коробка “не тянет”. Ремонт гидроблока производится заменой изношенных клапанов и аккумуляторов на ремонтные.
Но обязательно при этом проверяются и заменяются изношенные втулки – № 134030.
Accumulator Piston Kit, TF-60SN (15741-14K), Sonnaxфрикцион К2к-кт втулок 09G
 

Один из сложных диагнозов гидроблока –  изношена сама плита клапанов и\или один из ее незаменяемых узлов. Тогда приходится менять целиком клапанную Плиту (гидроблок \ Valve Body №134740).
Набор инструмента +12 втулок, для ремонта соленоидов, Aisin SL Solenoid Bush and Reamer Kit, AW09D/G/55-50/TF60/80 (12 Bushes, 1 Reamer, 1Tool).Существует старая модификация гидроблока (с 2 термодатчиками 2003-2004 гг.)  и новые, образца после 2005 года без термодатчиков.
Ремонт и чистка гидроблока производится во всех случаях прихода АКПП в ремонт. Часто с ним вместе производят профилактическую замену втулок (перевтуливание) линейных соленоидов SL  136419. Практически гидроблоки первых лет выпуска были “расходником”, если не владелец не предохранял его снижением рабочей температуры хотя бы до 100 – 110 градусов (доп. радиатор). Сейчас гидроблоки отрегулированы с меньшими свободами и заказывают их для замены реже.
Гидроблок 09G

Другая причина неисправностей гидроблока – замена выработавших ресурс соленоидов. Предварительно стоит проверить проводку и контакты электрики.
Меняют 6 PWM соленоидов-электрорегуляторов SL 5шт.  (№№90, 283, 282, 92, 93) + 1 Соленоид ТСС (№91).
Эти линейные (PWM) соленоиды, пропускающие через себя весь поток грязного и горячего масла выходят из строя первыми. Тайвань и США наладили выпуск самых популярных соленоидов для замены в 09G\ TF60-SN.
Комплекты существуют для 1-го поколения гидроблоков (до 2005 года – большие) и для 2-го поколения – меньшего диаметра.   №134420.
Соленоиды Ростра – взаимозаменяемы, настроены на заводе и по словам инженеров Ростра после установки готовы к эксплуатации. Тайваньские соленоиды сделаны как точная копия оригинальных и не взаимозаменяемы. И тем и другим после установки нужна адаптация, которую легко выполнить с помощью Рычага PRNDL и педали газа. Инструкция по адаптации поставляется  с соленоидами.
В большинстве случаев замена соленоидов решает проблемы гидроблока. Гидроблок имеет также два долгоживущих On-Off соленоида-электроклапана S1-2 ().
Назначение соленоидов и за какие переключения они отвечают – смотрите вмануале АТСГ. ()
Редко причиной неисправностей являются Датчики скорости вала ISS и OSS (№134436 и 134438) их чистят и промывают от масла. Также довольно редок в замене и шлейф проводки – № 134446.
комплект соленоидов 09G
раскладка соленоидов на гидроплите 09G

Первая детская болезнь железа 09G :  – Втулки солнечной шестерни – #134052,
Если масло в поддоне мутное и в нем присутствует стружка желтого цвета – это Солнечная шестерня, (Rear Sun Gear №134614)
Солнечная шестерня TF60SNПричину связывают с тем, что этот конструктивно самый нагруженный узел недополучает смазки при том, что компьютер при кик-дауне нагружает его до предельных значений перекашиванием боковыми нагрузками от дифференциала через OutPut Gear 705. 
Каждый раз когда владелец VW давит в пол газ нагружая трансмиссию по максимуму, истираются втулки солнечной шестерни и начинают гореть фрикционы К1 (1-2-3-4). Длительная эксплуатация с таким износом приводит к потере гидроблока (выше). После 2006 года, когда программисты VW подредактировали кривую крутящего момента на самых нагруженных скоростях, про эту проблему мастера стали забывать.
 солнечная шестерня 09G

Популярная замена для осторожных мастеров и внимательных владельцев – Сальники насоса №134070 и полуоси, №134076 134077.
Это обычно делают, когда еще в целом исправная машина начинает сигнализировать об износе ГДТ протечкой сальника насоса и забитом гидроблоке. Те, кто успевает в этот начальный период пройти капремонт с заменой расходников продлевают молодость коробки еще на несколько лет.
Сальник (манжета) насоса, полуоси TF60SN/09G

Втулка крышки насоса, AWTF-60SN/09G Audi/VW (46.9x43.9x14.8) 2003-upСледующим этапом ремонта в этой цепочке следует – Насос в сборе (134510).
Из-за неравномерного износа блокировки муфты ГТ и связанных с этим вибраций, разбивается ось, истираются стружкой поверхности, проворачиваются втулки Насоса 134034.
Эту проблему решали установкой подшипника вместо втулки, но у нас это приводит к тому, что запоздавший с ремонтом владелец вынужден менять весь насос с подшипником (только БУ – 134500).
Проблема усугубляется, если водитель слишком часто кикдауном подключает режим проскальзывания ГТ.
 Насос, TF60SN 09G

В первую очередь мастера проверяют на износ фрикционы (134100)  и стальные диски (134120) уже упомянутой выше муфты сцепления K2 4-5-6 (C2). В других случаях – расходники пакета С1 (К1) – ниже.
В пакете приходится менять и – Поршень К2(C2) #134960.
09G пакет К3Почти так же часто меняют ретейнер К1 #134984. Причину этой проблемы решают с помощью замены ремонтной муфты задней крышки 134066.
Реже горят расходники пакета К3 – 134106 134126.
09G пакет К1
09G пакет К2

Барабан сцепления C1 – Forward.
Длительная эксплуатация акпп с опилками в поддоне в дальнейшем приводит к сгоранию фрикционов пакета К1 (-№134108) и стальных дисков (134128) а затем и к замене всего Барабана (Корзина сцепления) К1(C1) – №134554. Проблема заключается в том, что стопорным кольцом протачивает барабан, что провоцирует дальнейшее падение давления и сгорание фрикционов. Разбивает ретейнер 134984.
В оригинальном поршне …964 (ранние годы выпуска) нет наружного зуба, что и приводит к проскальзыванию. Существует вариант Поршня К1 №134964 – с зубом (), аналогичным упорному диску, () и после установки такого поршня эта проблема больше не повторяется. Для машин с максимальным крутящим моментом рекомендована смена этого поршня, если меняются фрикционы барабана К1. Проблема с поршнем 964 – детская болезнь первых лет выпуска.
Барабан К1, Drum TF60-SN(09G) ForwardРетейнер обрезиненный, Retainer K1 (Balance Piston Bonded), TF60SN 09G 2005-Up

Планетарный ряд задний. – №134584A.
Проблема с ним объясняют в основном проворачиванием “голодных” втулок. Встречаются непредсказуемые проблемы с планетарками, когда металлические опилки месяцами путешествуют по автомату и “вредят” трущимся узлам.
Отдельно втулка этой планеты не поставляется и заменить ее в условиях мастерской невозможно, поэтому приходится менять всю планету в сборе. Проблема достаточно редкая.
Планетарный Ряд, TF60SN/09G Задний (4 & 8 Gear)

фильтр в разрезеВ возрастных автоматах мастера часто устанавливают внешний фильтр тонкой очистки – 100019,
Магистральный фильтр помогает держать масло чистым и уменьшает износ узлов трения. Это особенно рекомендуется всем автоматам, у которых штатный фильтр имеет металлическую сетку.
Такой фильтр кроме мелкодисперсной пыли от фрикционов удерживает также и клеевую основу фрикциона, в случае когда накладка стирается до самого основания. Что защищает соленоиды и клапана гидроблока от зависания и износа.
Кроме того в конструкции есть магнит, удерживающий железную пыль и перепускной клапан, который срабатывает, если фильтр много лет не менялся и забился напрочь грязью. Такой фильтр стоит менять каждый год или раз в 10 ткм.
Барабан, Drum AW50-40/42LE C-3, Underdrive

 Одной из типичных проблем 6-ти ступенчатых АКПП начала века является ГДТ. Он работает с широким “режимом проскальзывания”. Давление для блокировки подается не обычным электроклапаном, а соленоидом-электрорегулятором (PWM). Этот режим увеличивает кпд автомобиля, но в несколько раз ускоряет износ фрикционной накладки ГДТ.
Летом, в качестве борьбы с быстрым износом накладки, термодатчики некоторых машин сообщают компьютеру (ТСМ) о достижении критической температуры в 130 градусов и “режим проскальзывания” ГДТ может отменяться компьютером.
В общем, если у вас стоит теплообменник, меняйте каждые 40-60 ткм масло (ATF: G 055 025 A2) и после пробегов в 100-120 ткм ставьте дополнительный радиатор акпп. Теплообменник со временем забивается смолистой грязью и снижает свои характеристики ниже порога допустимого.
Если поддерживать чистоту и температуру масла в этой АКПП до 100 градусов, то TF-61SN будет ходить вечно.
АКПП 09G – второй случай, когда Айсиновская коробка так часто и рано приходит в капремонт (первый – AW55-50) до своего срока. Сказывается, что эта трансмиссия:
-“первый блин” на 6 ступеней, (с удлиненным периодом “детских болезней”)
– пошла по рукам разных родителей. Коробку сделал один (японцы), а систему охлаждения, агрегатирование с двигателем и регулировки Блока Управления – другой (немцы).
– первый реальный конкурент механическим КПП и ДСГ.