TR-60SN (09D)

Более подробно о процессе работы можно посмотреть на странице «ремонт АКПП».

09D - platesЭту инновационную 6-ступенчатую АКПП TR60-SN (09D по VAG) Айсин разработала и в 2003-м году запустила в серию для заднеприводных Porsche Cayenne с двигателем от 4-х литров.
Разработана одновременно с первым 6-ступенчатым автоматом для переднеприводных авто – TF60-SN и опробована с 2001-го года на 2-х литровой Altezza на японских дорогах.

Эта трансмиссия должна была застолбить свое первенство в мире для люксовых брендов типа Порш, Ауди, Лексус и стать конкурентом новым 6-ступенчатым трансмиссиям ZF6HP. Но это получилось только отчасти. Ауди используют 09D для внедорожников Q7 с дизелями от 3-х до 4.2 л, но только на ограниченной серии и только потому что имела определенные обязанности. После выхода немецкой серии ZF6HP, Ауди полностью отдалась во власть 6HP26 -32.
Порше Кайенн
Но не потому что айсиновский автомат оказался неудачным, а скорее из-за того, что настройки его были выполнены с японской осторожностью и “недемократичностью”. TR60SN претендовал на лидерство в сегменте “неубиваемых” и не позволял с пробуксовкой колес рвать машину с места – того, что предложили инженеры ZF6HP. TR60-SN была рассчитана скорее на богатых и привязанных к своим коням, а не на богатых и легко меняющих загнанных коней.
Туарег 2005
Поэтому Фольксваген выбрал ее для всех Touareg-ов, с двигателями от 2.7л (дизель) до 6л. Наиболее частыми клиентами в ремонте детских болезней этой АКПП являются именно Туареги 3.2л – 4.2л до 2006 года.  C 2011 года уже отработанный 09Dустанавливают и на Тигуаны с двигателями от 2л до 3.6л.
С айсиновским именем AW TR-60SN Тойота с успехом устанавливает с 2007-го года на мощные (свыше 4.6л) задне- и полно-приводные внедорожники Лексус и Лэндкруизер. Существует несколько под-модификаций этой трансмиссии для своего класса крутящего момента, отличающихся планетарными рядами, количеством фрикционов и стальных дисков, размерами некоторых узлов и деталей.

Типичные проблемы АКПП 09D – TR60SN.
Фильтр АКПП, TR60SN/09D WV/Audi/Porsche 2003-Up
Эта трансмиссия была спроектирована японской Айсин чтобы стать “неубиваемой”, как и все ее заднеприводные АКПП. Но каждый автопроизводитель настраивал свой ТСМ()  “демократично”, чтобы дать возможность водителю самому решать с помощью педалей – беречь автомат или не жалея жечь фрикционы сцеплений и гидротрансформатора, продавливая педалью газа пол машины. Особенно “демократичными” оказались компьютерщики Фольксвагена.
Масляный фильтр с металлической сеткой – №136010 закрытый, не промывается и после 150-200 ткм нуждается в плановой замене, если конечно фрикционы не сгорели раньше. Входит в типичный заказ при капремонте.
фильтр тонокой очисткиКрайне желательно в пару к этому фильтру устанавливать магистральный фильтр тонкой очистки –100019.
Масла в саму коробку входит ок. 9 литров. Остальное – приходится на радиатор. Каждый автопроизводитель использует свое масло и под него производит все тонкие настройки ТСМ и гидроблока. Рекомендуется лить именно родное масло и делать частичную смену масла каждые 40-60 ткм после окончания гарантии. Коробка может принять и тойотовское масло WS – эта трансмиссия не так капризна к маслу как ZF6HP, здесь даже фильтр – многоразовый с металлической сеткой.


Вместе с фильтром для переборки всегда заказывают Ремкомплект прокладок и сальников – №136002. Его обычно заказывают ради смены тефлоновых колец, которые обязательно стоит менять, чтобы сберечь фриционы и насос с соленоидами. Если машина поработала с изношенными кольцами, то горят фрикционы и от температуры дубеют резиновые уплотнения.
Ремкомплекты заказываются от Транстек или Альто.
136002TK


 Капремонт всегда сопровождается заменой сгоревших фрикционов и стальных дисков для пакетов К1, К2, В1. Эти пакеты горят вместе со стальными дисками в основном из-за недостатка давления. Причиной называют чаще всего забитый гидроблок, соленоиды и уплотнения и выражается это в проскальзывании пакетов под нагрузкой, или задержками с включением передач.
Наиболее часто горят фрикционы 3-х пакетов: пакета К1 – 136106A и с ними вместе меняют стальные диски 136126A.
Также часто горят диски пакета К2136104136124.
И пакеты тормозного пакета В1 – 136110136130. В два раза реже меняют расходники пакетов К3 и В2. И меняют их с заменой всего комплекта фрикционных дисков – №136003.
136003_LN


При ремонте гидроблоков проблем134420A136419


Прокладку поддона  – № 136300 заказывают в каждом случае работы с 09D.
Входит в ремкомплект.
136300


Сальник (манжета) насоса, (62.3x44x8),TR60SN/09D 2004-up
В комплект часто заказываемых расходников привычно входит Сальник (манжета) насоса (№136070A), и сальник хвостовика 136074A.
В первых моделях слабым местом была втулка насоса. В поздних модификациях АКПП TR-60SN втулки насоса были заменены на подшипники и несколько изменена конструкция статора.
136500


Механическая часть этой АКПП от японской Айсин – привычно надежна для всех заднеприводных автомобилей, а электрика имеет все особенности, свойственные первым 6-ступенчатым АКПП 2000-2003 годов, и особенно родственной трансмиссии TF60-SN .
Главная головная боль 09D на Фольксвагенах – из-за перегрева масла и сжигания фрикционной накладки гидромуфты забивается и выходит из строя Плита гидравлическая клапанная с соленоидами, (гидроблок, Valve Body №136740VA).
Часто причиной неполадок находят при первичном осмотре в проводке соленоидов – 136446A
136446D


Гидроблоки первых поколений 6-ступенчатых АКПП имели довольно много “детских” болезней. В основном связанные с настройками ТСМ. Проявлялось это проблемами в переключении передач после пробегов ок. 100 ткм. Причем срок появления проблем и их тип сильно зависел от настроек компьютера и манеры вождения автомобиля. Износ и загрязнение соленоидов и клапанов гидроплиты приводил к нештатной работе системы и как следствие к проблемной работе пакета К1, отвечающего за переключение с 1-й по 4-ю скорости.
TR60-SN имеет модифицированную гидроплиту от переднеприводного брата TF60-SN.  Еще несколько лет после выпуска гидроблоки активно модифицировались, перепрограммировались, исправляя типичную для тех лет болезнь: быстрый износ каналов, протечки масла, и как следствие – падение давления в системе. Из-за недостатка которого уже страдали втулки и само “железо”.
Гидроплиты первых выпусков (до 2006) много и не очень успешно ремонтировались срочно выпущенными ремкомплектами Соннакс для рассверливания изношенных каналов гидроблока и вставки рукавов для новых плунжеров. Но эта тонкая работа оказалась для большинства сервисов неподъемной. Выполненные сложнейшие работы по установке и настройке системы не приводили к решению проблемы и машины вскоре возвращались с рекламациями. Соленоиды для них не выпускались, а именно соленоиды первыми выходили из строя. В основном гидроблоки производства с 2003 по 2006 гг. после вырабатывания своего небольшого (ок. 160-200 ткм) ресурса просто заменяют.
136419R-AF


фильтр в разрезеВ возрастных автоматах мастера часто устанавливают внешний фильтр тонкой очистки – 100019,
Магистральный фильтр помогает держать масло чистым и уменьшает износ узлов трения. Это особенно рекомендуется всем автоматам, у которых штатный фильтр имеет металлическую сетку.
Такой фильтр кроме мелкодисперсной пыли от фрикционов удерживает также и клеевую основу фрикциона, в случае когда накладка стирается до самого основания. Что защищает соленоиды и клапана гидроблока от зависания и износа.
Кроме того там есть магнит, удерживающий железную пыль и перепускной клапан, который срабатывает если фильтр много лет не менялся и забился напрочь грязью. Такой фильтр стоит менять каждый год или раз в 10 ткм.
100019A_0


Гидроблок 09D для всех автомобилей был принципиально модифицирован в конце 2005 года и настройки компьютера серьезно увеличили его ресурс.
Клапанные плиты отличаются по годам выпуска (до 2005 г. и после) по добавочным датчикам-включателям давления ), а также по наличию TURBO (Порше).
Достаточно часто идут в ремонт гидроблоки для Туарегов. И тоже различаются по мощности двигателя. Для Туарегов 4.6л – своя клапанная плита.
Для этих АКПП мастера настоятельно рекомендуют различные мероприятия по улучшению охлаждения акпп,  например – установку дополнительного радиатора ().
Также агрессивным водителям рекомендуется регулярно проверять масло и менять его как только онопотемнеет и потеряет прозрачность.
Японские автомобили с этой трансмиссией запрограммированы аккуратнее, охлаждения им вполне хватает, а настройки электроники ограничивают возможности водителя зажигать на горных дорогах и успешно предохраняют масло от перегрева свыше 120 градусов и слишком быстрого износа фрикциона блокировки муфты.